Ю. К. Чистов. К истории формирования коллекций Музея антропологии и этнографии РАН: экспедиция Н. С. Гумилёва в Абиссинию в 1913 г.

Н. Гумилёв записывает галасские песни со слов галласа певца (стоит переводчик). Негатив на стеклянном носителе. МАЭ № 2198-50
Многие коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН были собраны выдающимися российскими учеными и путешественниками. Вопросы истории формирования коллекций музея, изучение вклада отдельных собирателей всегда привлекали пристальное внимание научных и музейных сотрудников МАЭ. Эти исследования продолжаются и в наши дни, частично восстанавливая незаслуженно забытые имена, в том числе преданные забвению по идеологическим соображениям в советское время. К таким именам относится имя великого российского поэта Николая Степановича Гумилева. Хорошо известен его интерес к Африке, циклы стихов на африканские темы. Любителям поэзии Н. Гумилева известно, что он несколько раз побывал в Африке, но до конца 80-х гг. XX в. даже вопрос о том, сколько раз он совершил эти путешествия и в каких годах, был спорен. Мало фактов было известно и о самом длительном и интересном путешествии Н.С. Гумилева и его племянника Н.Л. Сверчкова в 1913 г. в Абиссинию по командировке от МАЭ. Причиной столь длительного забвения был арест и расстрел поэта по решению Петроградской ЧК 25 августа 1921 г. По официальной советской версии «Гумилев не принял революции, оказался причастным к контрреволюционному заговору и в числе его участников был расстрелян» [Бухина 1972].

Последний прижизненный сборник стихов поэта вышел в 1921 г. Вновь публикация стихов Н. Гумилева и материалов о нем стала возможной лишь после появления в 1987 г. в журнале «Новый мир» заметки высокопоставленного чиновника Прокуратуры СССР, начальника Отдела по надзору за следствием в органах госбезопасности Г.А. Терехова «Возвращаясь к делу Гумилева» [Терехов 1987], где сообщалось, что вина Гумилева неправильно была квалифицирована, как участие в антисоветском заговоре. Ему было возможно инкриминировать лишь «недоносительство» на фронтового друга, который предлагал ему вступить в организацию заговорщиков. Лишь еще через несколько лет в 1991 г. последовала официальная реабилитация Н.Гумилева.

В 90-х гг. XX в. — начале XXI в. появилось несколько книг и статей, посвященных жизни и творчеству Н. Гумилева, где достаточно подробно были описана значительная часть архивных материалов, относящихся к путешествию поэта в Абиссинию в 1913 г. [Давидсон 1992; 2001; 2008; Бронгулеев 1995; Шубинский 2004; Степанов 2006а; 2006Ь; 2007]. Коллекции и документы этой экспедиции, хранящиеся в МАЭ РАН, в этих публикациях использовались частично: в основном публиковались некоторые фотографии экспедиции, а также упоминалось о количестве и составе коллекций по этнографии абиссинцев, сомали, галла (устаревший этноним, современное название — оромо) и харари, привезенных Н. Гумилевым и его спутником Н. Сверчковым.

В конце 80 — начале 90-х гг. был также опубликован ряд интересных документов, прежде всего «Африканский дневник» [Высотский 1987], который является литературной версией дневника первой части путешествия 1913 г. и его вторая часть [Бронгулеев 1988; 1995], которая состоит из полевых записей Гумилева, сделанных во время путешествия вглубь страны и полевого реестра приобретаемых для МАЭ экспонатов. Ряд же важных источников до сих пор фрагментарно цитировался в ряде книг и статей или вообще не публиковался.

Нам представляется, что пришло время собрать всю имеющуюся разрозненную информацию воедино и полностью опубликовать ее для широкого читателя, а также предоставить возможность познакомить с этими коллекциями и материалами посетителей нашего музея. Сразу скажем, что собранные к настоящему времени воедино материалы экспедиции позволяют буквально день за днем восстановить картину путешествия. В настоящее время готовится к публикации монография «Гумилев в Абиссинии. Материалы экспедиции Музея антропологии и этнографии, 7 апреля—20 сентября 1913 г.» и одноименный выставочный проект.

В связи с работой над историей Абиссинской экспедиции МАЭ 1913 г., подготовкой выставки и ее каталога стала очевидной целесообразность организации новой экспедиции музея в Эфиопию, которая могла бы проехать по маршруту 1913 г., на месте собрать воедино мозаику отрывочных записей полевого дневника поэта, дополнить материалы 1913 г. новыми музейными коллекциями, фото и видео материалами.

Такая экспедиция состоялась с 22 марта по 5 апреля 2008 г. В ней приняли участие ряд сотрудников МАЭ РАН: Ю.К. Чистов, Е.А. Резван, В.Н. Семенова, сотрудник Центра эфиопских исследований Университета Гамбурга Д.А. Носницын, директор Музея истории фотографии в Санкт-Петербурге Д.С. Шнеерсон, фотограф Т. Федорова, кинорежиссер Т. Соловьева и кинооператор А. Соловьев. Экспедиция стала возможна благодаря финансированию компании ЗАО «Риск-менеджмент консалтинг», дочерней компании ОАО «Газпром» и организационной поддержке Посольства РФ в Эфиопии, а также Посольства Эфиопии в России.

Прежде чем приступить к описанию результатов Эфиопской экспедиции МАЭ 2008 г., следует коротко остановиться на истории организации экспедиции МАЭ 1913 г., ее целях, маршруте, результатах.

Начало XX в. было, несомненно, «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. Тридцать четыре года, с 1884 по 1918 гг. музей возглавлял блестящий ученый и чрезвычайно энергичный организатор, академик В.В. Радлов. За эти годы музей преобразился, была введена современная система учета и хранения, описаны и каталогизированы коллекции, в два раза увеличились экспозиционные площади, созданы новые экспозиции музея, существенно вырос его бюджет [Станюкович 1978; Решетов 1997; 2002]. Впервые с петровских времен МАЭ организовал ряд зарубежных экспедиций для заполнения наиболее существенных лакун в коллекциях по этнографии народов мира. Среди этих экспедиций следует в первую очередь назвать поездки А.М. и Л.А. Мервартов на Цейлон и в Индию; Г.Г. Манизера и Ф.А. Фиельструпа в Аргентину, Бразилию и Парагвай; Н.С. Гумилева и Н.Л. Сверчкова в Абиссинию. Поражает воображение тот факт, что за 20 лет, с 1894 по 1914 гг., этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тыс. единиц хранения (сравни, сегодня этнографические фонды МАЭ насчитывают около 245 тыс. экспонатов). Эта колоссальная работа по сбору коллекций была связана, прежде всего, с идеей перехода от «случайного» коллекционирования к планомерному сбору научных коллекций, переходу к региональной специализации в изучении традиционных культур, необходимостью создания новых экспозиций в музее по территориальному принципу.

На первых страницах «Африканского дневника», рассказывая об истории организации экспедиции, Н. Гумилев достаточно подробно описывает свой визит к знаменитому египтологу и, одновременно, автору первых российских научных исследований по истории и культуре Абиссинии академику Б.А. Тураеву, который и посоветовал Гумилеву посетить директора МАЭ академика В.В. Радлова и рассказать ему о своих путешествиях в Восточную Африку в 1909—1911 гг.

В России начала XX в. не существовало профессиональных этнографов, посвятивших себя исследованию Африканского континента. Такие специалисты появились чуть позже, в 1920—30 гг. В лице же Николая Гумилева руководство МАЭ повстречало не случайного «конквистадора», а молодого исследователя, который уже дважды побывал на востоке Африки, по собственной инициативе записывал фольклорные тексты, приобретал картины местных живописцев, этнографические экспонаты. После принятия решения об его командировке, Гумилев передал до поездки 1913 г. в дар МАЭ ряд экспонатов, составивших коллекцию, которая хранится в МАЭ под № 2131.

К концу 1912 г., Н. Гумилев был, с одной стороны, 25-летним недоучившимся студентом историко-филологического факультета Петербургского университета, а с другой стороны, известным поэтом, автором четырех книг стихов. К этому времени у него уже был опыт двух путешествий в Абиссинию: в декабре 1909- январе 1910 гг. по маршруту Джибути — Дыре-Дауа — Харар и в ноябре 1910—феврале 1911 гг. по маршруту Джибути—ДыреДауа—Аддис-Абеба—Момбаса (?). Особенно широкую известность эти путешествия получили после публикации в 1912 году сборника стихов «Чужое небо», в котором одно из центральных мест занимали ранние «африканские» стихи поэта. В том числе в этом сборнике был опубликован цикл стихов «Абиссинские песни» — поэтическое переложение сделанных во время поездок фольклорных записей.

В «Африканском дневнике» можно найти прямой ответ на вопрос о целях, задачах и маршруте экспедиции 1913 г.: «Я должен был отправиться в порт Джибути в Баб-эль-Мандебском проливе, оттуда по железной дороге к Харару, потом, составив караван, на юг в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озерами Рудольфа, Маргариты, Звай; захватить возможно больший район исследования; делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды. Кроме того, мне предоставлялось право собирать зоологические коллекции».

Н. Гумилев и Н. Сверчков отплыли из Одессы 10 апреля на пароходе Добровольного флота «Тамбов», следующего во Владивосток через Суэцкий канал и Красное море с остановкой в Джибути, порте, ближайшем к территории работы экспедиции. В Джибути члены экспедиции прибыли 23 апреля, а 30 апреля добрались до города Дыре-Дауа.

Второго мая на мулах путешественники отправились в Харар, город, который Н. Гумилев уже посещал во время путешествия в декабре 1909-январе 1910 гг. Здесь они купили четырех мулов для экспедиции и наняли четырех слуг-проводников и переводчика.

С 11 мая по 3 июня члены экспедиции живут в Хараре, ожидая пропуск от правительства и разрешения от таможни на путешествие. Гумилев занимается сбором и покупкой этнографических коллекций, записью фольклорных текстов. Покупая экспонаты для МАЭ, он аккуратно вел их реестр в полевом блокноте, записывая туда описание предмета, его название на одном из местных языков, а также возможно подробно описывал его функциональное, ритуальное или пр. назначение.

С 23 по 30 мая члены экспедиции совершили недельное путешествие в Джиджигу, расположенную в 100 км на восток от Харара, в область расселения народа сомали.

Четвертого июня Н. Гумилев и Н. Сверчков начали свое путешествие вглубь страны, этот их маршрут продолжался почти два месяца, — в Харар экспедиция вернулась между 27 и 29 июля. Практически каждый день этой героической эпопеи (кроме нескольких последних дней, когда, скорее всего из-за жестокой лихорадки, записи становятся краткими и отрывочными) Н. Гумилев вел краткий полевой дневник, нумеруя дни и каждый день записывая свои основные впечатления.

На краю 21 страницы полевого дневника (разворот 10, правая сторона), где содержатся записи с 39 по 43 дни пешего маршрута, т.е. с 12 по 16 июля, есть запись, явно добавленная позже, чем 16 июля: «всего 975 к. без Дир. Хар.». Очевидно, что ее можно интерпретировать как запись суммарного расстояния, пройденного во время путешествия вглубь страны: всего 975 км без расстояния между Дыре-Дауа и Хараром [Степанов 2007]. Вопрос, когда была сделана эта запись, и как Гумилевым был произведен подсчет пройденного расстояния, не совсем ясен. Очевидно, что это можно было сделать в те годы, имея в своем распоряжении крупномасштабную карту Абиссинии. Нами был проделан эксперимент по определению длины маршрута экспедиции на современной карте. Полученный результат — 942 км чрезвычайно близок к цифре, указанной Гумилевым, и подтверждает, что эта запись действительно содержит указание на вычисленное суммарное расстояние пешего маршрута экспедиции 1913 г. 

Укажем основные точки маршрута пешего похода Н. Гумилева и Н. Сверчкова (сохранено написание географических названий Гумилевым, в скобках даны современные названия в транслитерации согласно современным англоязычным географическим картам): Харар (Нагег) — река Амаресса (Нашагеза) — озеро Оромайя (Оготауа) — озеро Адели (Ас1еу1е) — река Уотер (АУеГег) у подножья горы Голя (Со!а) — подножие горы Уолджиро (АУак’рга) — подножие горы Фурда (Гигба) — деревня Беддану (Вейепо) — город Ганами (Сепет!) — деревня в пустыне Аниа близ Уаби (реки Веби-Шибелле; АУеЬе 8ЫЬе1е) — место впадения реки Рамис (Каплз) в Уаби (АУеЬе 8ЫЬе1е), переправа через Уаби — город Шейх-Гуссейн (8Ье1к Низзеш) — город Гинир (СИшг) — город Кабада Тыго (КоМе; маршрут прошел чуть западнее этого поселения) — ж/д станция Лагохердим (Ьа^ойегсИш) — ж/д станция Кора (Кота) — ж/д станция Афдем (А1с1ет) — Дыре-Дауа (В1ге Ватеа) — Харар (Нагег).

В Харар путешественники прибыли не позже 29 июля. Возвращение же домой затянулось. В качестве одной из причин можно предположить ожидание подходящего рейса парохода из Джибути. К сожалению, мы не знаем, на каком пароходе и по какому маршруту плыли назад Гумилев и Сверчков. Еще более существенной проблемой было ожидание перевода денег из России на обратный путь и для того, чтобы расплатиться с проводниками. Из Джибути члены экспедиции отплыли в конце августа — начале сентября. Возвратились домой в Петербург 20 сентября 1913 года, а уже 26 сентября Н. Гумилев и Н. Сверчков передавали привезенные коллекции в Музей антропологии и этнографии.

В архиве МАЭ РАН в качестве приложения к описи коллекции 2156 хранится небольшого формата синяя тетрадь с надписью «Галласские, харраритские, сомалийские и абиссинские вещи, собранные экспедицией Н.С. Гумилева 1913 г от 1-го мая до 15-го августа». На странице 14 этот тетрадки рукой Н. Гумилева нарисован «план путешествия». Это крайне интересный документ, который свидетельствует о высоком профессионализме автора в документировании собранных материалов, понимании важности при описании этнографических особенностей исследованных народов учитывать ареалы проживания племенных союзов (по Гумилеву «страны» Мета, Анниа, Арусси, Бали), различные природнохозяйственные зоны: долины рек (Уаби, — Веби-Шибелле; Гаваш, — Аваш), высотные пояса Эфиопского нагорья.

Записи полевой описи коллекций могут и должны быть дополнены текстами синей тетради, а также описями коллекций 2154 (Харар; 41 экспонат), 2155 (северо-запад Сомалийского полуострова; 36 экспонат), 2156 (Харарское плоскогорье, Мета, Анниа, Бали, Арусси; 26 экспонатов). Эти описи коллекций составлены Н.С.Гумилевым и написаны его рукой.

В МАЭ хранится также фотоколлекция 2198, состоящая из 242 негативов на стеклянных пластинках размера 4.5 х 6 см и опись к ней, составленная Н. Сверчковым, хотя для нас очевидно, что фотографированием занимались оба члена экспедиции. Коллекция негативов экспедиции Гумилева представляет огромный интерес с точки зрения истории фотографии. Не меньшее значение эта коллекция имеет с точки зрения уникального источника по этнографии Африки — это одна из самых ранних коллекций этнографических снимков с территории Восточной Африки, в которой запечатлены бытовые сцены на улицах селений и деревень, население страны, одежда, жилище, бытовая утварь, памятники архитектуры, памятники письменности, пейзажи. Многие снимки отражают уже давно исчезнувшую традиционную культуру народов Восточной Африки, запечатленную до начала интенсивных контактов местных жителей с европейцами. Несомненный интерес представляет данная коллекция и в связи с ее авторством, т.к. она связана с именем одного из самых популярных российских поэтов, интерес к творчеству и жизни которого огромен.

Планируя экспедиционную поездку 2008 г., мы, конечно же, не могли полностью повторить маршрут экспедиции 1913 г. Прежде всего потому, что пеший маршрут, который совершили Н. Гумилев и Н. Сверчков за 54—56 дней, большей своей частью проходил по узким караванным тропам горного массива и высокогорных долин Черчерского и Амхарского хребтов. Эти тропы, как мы выяснили, существуют и в настоящее время, но по-прежнему доступны лишь пешеходу или всаднику. Поэтому нашей экспедиции, потребовалось проехать на джипах около 5 500 км, для того, чтобы по существующим шоссейным и грунтовым дорогам добраться до основных опорных пунктов маршрута Н. Гумилева и Н. Сверчкова.

Мы начали свою экспедиционную поездку с Аддис-Абебы, где осмотрели ряд мест, связанных с пребыванием Гумилева в столице Абиссинии в 1910—1911 гг. По шоссе, идущему на юг от столицы страны, мимо озера Звай, где побывал Н.Гумилев в конце 1910 г., мы свернули в городе Шашемене на восток по направлению к городу Гоба, центру Национального горного парка Бале. Отсюда в течение двух дней мы совершали многочасовые поездки в ШейхГуссейн, — знаменитое святилище, куда ежегодно приходят десятки тысяч мусульман паломников. Гумилев так писал об этом месте: «И таинственный город, тропический Рим, /Шейх-Гуссейн я увидел высокий, / Поклонился мечети и пальмам святым, / Был допущен пред очи пророка» («Галла», сборник «Шатер»).

Здесь расположен мавзолей (кубба) Шейха Гуссейна, принесшего, согласно преданиям, ислам в Восточную Африку в XIII в., мазары его подвижников и последователей, ряд священных мест поклонения. Здесь мы вели многочасовые беседы с шейхом Омаром Гарбди, потомственным главой мусульман Шейх-Гуссейна, носящим титул Аба Муда и надзирающим за мемориальным комплексом. Он и его помощники помогли нам посетить и осмотреть святыни Шейх-Гуссейна, познакомили с обрядами, совершаемыми паломниками и жителями деревни. Нам удалось зафиксировать эти ритуалы, включая исполнение духовных псалмов и обрядовых песен на видео и фото, записать большое интервью с шейхом Омаром Гарбди. Мы располагаем несколькими десятками фотографий, сделанных Гумилевым и Сверчковым с изображением святилищ Шейх-Гуссейна, Аба Муды, его дома, страниц священной книги Шейха Гуссейна и книги с его жизнеописанием. Сюжеты практически всех этих фотографий удалось повторить и в 2008 г.

Из значимых мест южной части маршрута экспедиции 1913 г., мы посетили также город Гинир, где Н.Гумилев на базаре приобрел несколько экспонатов для МАЭ, побывали примерно в том месте, где Гумилев и его спутник форсировали реку Уаби и сделали серию фотографий традиционной веревочной переправы.

Собственно, Шейх-Гуссейн был одной из основных целей экспедиционного маршрута Н.Гумилева и Н.Сверчкова, после достижения которой они, вместо того, чтобы отправиться в еще более южные районы страны, — в провинцию Каффа, вынуждены были из-за болезней, организационных и финансовых трудностей повернуть в обратный путь на север.

Закончив работу в южной части провинции Оромия, наша экспедиция совершила переезд в город Дыре-Дауа, по дороге осмотрев и засняв места, по которым проходил обратный путь маршрута экспедиции Н. Гумилева вдоль ветки железной дороги, ведущей из Дыре-Дауа в Аддис-Абебу.

Город Дыре-Дауа был основан в 1902 г. как Новый Харар в связи со строительством железной дороги из Джибути в Аддис-Абебу и подробно описан Гумилевым в его «Африканском дневнике». Здесь в нашу задачу входила фото и видео фиксация Кезиры, «европейской» части города, и Мегалы, старого города, в центре которого расположен рынок Кафира, один из крупнейших в Восточной Африке. Кроме того, велись подробные съемки вокзала и старой инфраструктуры железнодорожной станции. Управление железной дороги любезно предоставило нам копию карты железной дороги начала XX в., которая позволила уточнить маршрут путешествия Гумилева.

Следующим чрезвычайно важным пунктом нашей поездки стал Харар, город, который Н. Гумилев сравнивал с «Багдадом времен Гарун-аль-Рашида». Город расположен на высоте 1885 м над уровнем моря, на плато, рассеченном глубокими ущельями. Его укрепленная историческая часть, окруженная стенами, построенными между XIII и XVI вв. — «Джуголь», священна для мусульман. Харар считается четвертым по религиозному значению городом ислама, в нем 82 мечети, три из которых были основаны еще в X в., и 102 места поклонения — мазары, кубы, молельни в домах и усадьбах знатных горожан. Здесь экспедиция Гумилева провела почти месяц, приобретая коллекции для музея, делая фольклорные записи, составляя энтомологическую коллекцию в окрестностях города.

В этом городе, сохранившемся в некоторых своих частях практически в том же виде, в каком его наблюдали Гумилев и Сверчков, наша экспедиция проводила фото и видео съемку всех мест, связанных с пребыванием в городе экспедиции 1913 г., а также работой в Хараре русского санитарного отряда в 1896 г.

Врачи санитарного отряда, которые проводили вакцинацию жителей Харара, по возвращению в Россию организовали в Военномедицинской академии в Петербурге в 1897 г. «Абиссинскосанитарно-этнографическую выставку» [Звягин 1897], которую, несомненно, посещал Н. Гумилев. Экспонаты этой выставки в 1933—1934 гг. поступили на хранение в МАЭ и составили коллекции №№ 5109, 5030, 5178.

Мы посетили Центр Артура Рембо и частный этнографический музей в бывшем губернаторском дворце, ряд домов знатных и зажиточных горожан, мастерские ремесленников, святилища, а также католическую миссию, с главой которой «Епископом галласким» Андрэ де Жаруссо, автором нескольких работ по этнографии и лингвистике Абиссинии, общался Гумилев. По совету епископа Гумилев нанял в качестве переводчика одного из выпускников школы при миссии. Состоялась продолжительная беседа с шейхом Ибрагимом Шарис[юм, главой Высшего духовного совета провинции Харар. Была приобретена значительная коллекция предметов быта народов харари и оромо в одном из частных богатых домов города, что напомнило нам запись в полевой описи коллекций Н.Гумилева «18 мая 1913 г. эксп.[едицией] Гумилева приобретены в доме старухи хараритянки за 13 тал.[леров] сл.[едующие] в.[ещи]...» (далее у Гумилева следует список из 21 предмета, приобретенных в этот день в одном из домов Харара).

Из Харара наша экспедиция совершила однодневную поездку в город Джиджига, который расположен вблизи от границы Сомали. Сюда, чтобы познакомиться с этнографией сомалийцев совершили в 1913 г. поездку Н. Гумилев и Н. Сверчков. Эта поездка у них заняла почти неделю, в том числе здесь и у «заезжего» сомалийца в Хараре было приобретено 26 предметов, вошедших в коллекцию МАЭ № 2156.

Подводя итоги работы Эфиопской экспедиции МАЭ 2008 г., следует отметить, что нам удалось отснять около 9 часов видеоматериалов, более 5 тыс. цифровых фотографий, зафиксировать частично описанные Гумилевым и его спутником религиозные обряды в святилищах Харара и Шейх-Гуссейна, приобрести большую и чрезвычайно ценную новую этнографическую коллекцию, характеризующую традиционный быт и культуру народов харари и орома (128 экспонатов). Многие фото и видео материалы сюжетно и композиционно повторяют черно-белые снимки Н. Гумилева и Н. Сверчкова, ряд приобретенных для Музея экспонатов также предметно повторяют сборы экспедиции 1913 г., что позволяет проследить сохранение традиций в занятиях и быте населения городских и сельских районов Восточной Эфиопии. Отснятые видео материалы лягут в основу двух документальных фильмов, посвященных экспедиции Н.Гумилева и исламу в Восточной Африке.

Библиография

Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Николая Гумилева. 1886—1913. М., 1995.
Бронгулеев В.В. Африканский дневник Н. Гумилева//Наше наследие. 1988. № 1. С. 89.
Бухина Ф.Е. Н.С.Гумилев // Большая советская энциклопедия, 3-е изд. М. 1972. С. 448, стб. 1330.
Высотский О.Н. Африканский дневник Н.Гумилева. // Огонек, 1987, № 14, 15 (Полный комментированный текст см. Н.С. Гумилев. Полное собрание сочинений. Т. 6. М, Изд-во «Воскресенье». 2005.С. 70-97.)
Давидсон А.Б. Мир Николая Гумилева, поэта, путешественника, воина. М., Русское слово, 2008.
Давидсон А.Б. Муза странствий Николая Гумилева. М.: Наука — Восточная литература, 1992.
Давидсон А.Б. Николай Гумилев. Поэт, путешественник, воин. Смоленск: Русич, 2001.
Решетов А.М. Академик В.В.Радлов — востоковед и музеевед (основные этапы деятельности) // Радловские чтения-2002. Материалы годичной научной сессии. СПб., МАЭ РАН. 2002. С. 95-101.
Решетов А.М. Музей антропологии и этнографии РАН в последней четверти XIX — первой четверти XX века, проблемы создания и реорганизации // Кунсткамера вчера, сегодня, завтра. СПб., МАЭ РАН. 1997. Т. 1. С. 9-44.
Станюкович Т.В. Этнографическая наука и музеи Л. Наука. 1978.
Степанов Е. Неакадемические комментарии // Торонто 81аутс <5иаНег1у. ИтуегзИу оГ Торонто, Асас1ет1с Е1есЬготс Лоигпа! т 81аутс 81исНе8. N 17. 8иттег, 2006а (йИр://угуууу.и1огои1о.са/ 18д/20/81ераиоу20.8Ыт1).
Степанов Е. Неакадемические комментарии — 2. Вторая Абиссиния. «Дальняя, загадочная Каффа», осень-зима 1910-1911 гг.// Торонто 81аутс <5иаг1ег1у. НшуегзНу о! Торонто, Асас1ет1с Е1ес1готс Лоигпа! ти 81аутс 81исНе8. N 18. Га11, 2006Ь (ЬИр://угуу\у.и1огои1о. саДзс]/18/з^ераиоу18.зЫт!#склуи)
Степанов Е. Неакадемические комментарии — 3. Новое о Гумилеве // Торонто 81аутс <5иаг1ег1у. ПтуегзНу о! Торонто, Асас1еппс Е1ес1гошс Лоигпа! ти 81аутс 81ис11е8. N 20. 8рг1и§ 2007 (йНр://уууууу. и1огои1о.са/18д/20/81ераиоу20.8Ыт1)
Терехов Г.А. Возвращаясь к делу Гумилева // Новый мир. 1987. № 12. С. 257-258.
Шубинский В. Николай Гумилев. Жизнь поэта. Вита Нова. 2004.
Звягин К.С. Каталог Абиссинско-санитарно-этнографической выставки. С.-Петербург. 1897.
Made on
Tilda