Рис. 1. Маршруты экспедиций МАЭ в Юго-Восточную Эфиопию 1913 и 2008 гг.
В Харар путешественники прибыли не позже 29 июля. Возвращение же домой затянулось. В качестве одной из причин можно предположить ожидание подходящего рейса парохода из Джибути. К сожалению, мы не знаем, на каком пароходе и по какому маршруту плыли назад Гумилев и Сверчков. Еще более существенной проблемой было ожидание перевода денег из России на обратный путь и для того, чтобы расплатиться с проводниками. Из Джибути члены экспедиции отплыли в конце августа — начале сентября. Возвратились домой в Петербург 20 сентября 1913 г., а уже 26 сентября Н. Гумилев и Н. Сверчков передавали привезенные коллекции в МАЭ.
Рис. 2. «План путешествия», рисунок Н. Гумилева
В архиве музея в качестве приложения к описи коллекции 2156 хранится небольшого формата синяя тетрадь с надписью «Галласские, харраритские, сомалийские и абиссинские вещи, собранные экспедицией Н.С. Гумилева 1913 г. от 1-го мая до 15-го августа». На стр. 14 рукой Н. Гумилева нарисован «план путешествия» (рис. 2). Это крайне интересный документ, который свидетельствует о высоком профессионализме автора в документировании собранных материалов, понимании важности учитывать ареалы проживания племенных союзов (по Гумилеву «страны» Мета, Анниа, Арусси, Бали), различные природно-хозяйственные зоны: долины рек (Уаби — Веби-Шибелле; Гаваш — Аваш), высотные пояса Эфиопского нагорья.
Записи полевой описи коллекций могут и должны быть дополнены текстами «синей тетради», а также описями коллекций 2154 (Харар; 41 экс.) , 2155 (северо-запад Сомалийского полуострова; 36 экс.), 2156 (Харарское плоскогорье, Мета, Анниа, Бали, Арусси; 26 экс).
В МАЭ хранится также фотоколлекция 2198, состоящая из 242 негативов на стеклянных пластинках размера 4.5 × 6 см и опись к ней, сделанная рукой Н. Сверчкова, хотя для нас очевидно, что фотографированием занимались оба члена экспедиции. Коллекция негативов экспедиции Гумилева представляет огромный интерес с точки зрения истории фотографии. Не меньшее значение эта коллекция имеет с точки зрения уникального источника по этнографии Африки. Это одна из самых ранних коллекций этнографических снимков с территории Восточной Африки, в которой запечатлены бытовые сцены на улицах селений и деревень, население, одежда, жилище, бытовая утварь, памятники архитектуры и письменности, пейзажи. Многие снимки отражают уже давно исчезнувшую традиционную культуру народов Восточной Африки, запечатленную до начала интенсивных контактов местных жителей с европейцами.
Планируя экспедиционную поездку 2008 г., мы не собирались полностью повторить маршрут экспедиции 1913 г. прежде всего потому, что он большей своей частью проходил по узким караванным тропам горного массива и высокогорных долин Черчерского и Амхарского хребтов. Эти тропы существуют и в настоящее время, но по-прежнему доступны лишь пешеходу или всаднику. Нашей экспедиции потребовалось проехать на джипах около 5 500 км, чтобы по шоссейным и грунтовым дорогам добраться до основных опорных пунктов маршрута Н. Гумилева и Н. Сверчкова.
Мы начали свою экспедиционную поездку с Аддис-Абебы, где осмотрели ряд мест, связанных с пребыванием Гумилева в столице Абиссинии в 1910– 1911 гг. По шоссе, идущему на юг от столицы, мимо озера Звай, где побывал Н. Гумилев в конце 1910 г., мы свернули в городе Шашемене на восток по направлению к городу Гоба, центру Национального горного парка Бале. Отсюда в течение двух дней мы совершали многочасовые поездки в Шейх-Гуссейн — знаменитое святилище, куда ежегодно приходят десятки тысяч паломниковмусульман. Гумилев так писал об этом месте: «И таинственный город, тропический Рим, / Шейх-Гуссейн я увидел высокий, / Поклонился мечети и пальмам святым, / Был допущен пред очи пророка» («Галла», сборник «Шатер»).
Здесь расположен мавзолей (кубба) Шейха Гуссейна, принесшего, согласно преданиям, ислам в Восточную Африку в XIII в., а также мазары его подвижников и последователей, ряд священных мест поклонения. Здесь мы вели многочасовые беседы с шейхом Омаром Гарáди, потомственным главой мусульман Шейх-Гуссейна, носящим титул Аба Муда и надзирающим за мемориальным комплексом. Он и его помощники помогли нам посетить и осмотреть святыни Шейх-Гуссейна, познакомили с обрядами, совершаемыми паломниками и жителями деревни. Нам удалось зафиксировать эти ритуалы, включая исполнение духовных псалмов и обрядовых песен на видео и фото, записать большое интервью с шейхом Омаром Гарáди. Мы располагаем несколькими десятками фотографий, сделанных Гумилевым и Сверчковым с изображением святилищ Шейх-Гуссейна, Аба Муды, его дома, страниц священной книги Шейха Гуссейна и книги с его жизнеописанием. Сюжеты практически всех этих фотографий удалось повторить и в 2008 г.
Из значимых мест южной части маршрута экспедиции 1913 г. мы посетили также город Гинир, где поэт на базаре приобрел несколько экспонатов для МАЭ, побывали примерно в том месте, где Гумилев и его спутник форсировали реку Уаби, и сделали серию фотографий традиционной веревочной переправы. Собственно, Шейх-Гуссейн был одной из основных целей экспедиционного маршрута Н. Гумилева и Н. Сверчкова, после чего они вынуждены были из-за болезней, организационных и финансовых трудностей повернуть в обратный путь.
Закончив работу в южной части провинции Оромия, наша экспедиция совершила переезд в город Дыре-Дауа, по дороге осмотрев места, по которым проходил обратный путь маршрута экспедиции Н. Гумилева вдоль ветки железной дороги, ведущей из Дыре-Дауа в Аддис-Абебу.
Город Дыре-Дауа был основан в 1902 г. как Новый Харар в связи со строительством железной дороги из Джибути в Аддис-Абебу и подробно описан Гумилевым в его «Африканском дневнике». Здесь в нашу задачу входила фото- и видеофиксация Кезиры, «европейской» части города, и Мегалы, старого города, в центре которого расположен рынок Кафира, один из крупнейших в Восточной Африке. Кроме того, велись подробные съемки вокзала и старой железнодорожной станции. Управление железной дороги любезно предоставило нам копию карты железной дороги начала XX в., которая позволила уточнить маршрут путешествия Гумилева.
Следующим чрезвычайно важным пунктом нашей поездки стал Харар, город, который Н. Гумилев сравнивал с «Багдадом времен Гарун-аль-Рашида». Город расположен на высоте 1885 м над уровнем моря, на плато, рассеченном глубокими ущельями. Его укрепленная историческая часть, окруженная стенами, построенными между ХIII и ХVI вв. — «Джуголь» — священна для мусульман. Харар считается четвертым по религиозному значению городом ислама, в нем 82 мечети, три из которых были основаны еще в Х в., и 102 места поклонения — мазары, кубы, молельни в домах и усадьбах знатных горожан. Здесь экспедиция Гумилева провела почти месяц, приобретая коллекции для музея, делая фольклорные записи, составляя энтомологическую коллекцию в окрестностях города.
В этом городе, частично сохранившемся в виде, в каком его наблюдали Гумилев и Сверчков, наша экспедиция проводила фото- и видеосъемку всех мест, связанных с пребыванием в городе экспедиции 1913 г., а также работой в Хараре русского санитарного отряда в 1896 г. Врачи, проводившие вакцинацию жителей Харара, по возвращению в Россию организовали в Российском обществе Красного Креста в Петербурге в 1897 г. «Абиссинско-санитарноэтнографическую выставку» [Звягин 1897], которую, несомненно, посещал Н. Гумилев. Экспонаты этой выставки в 1933–1934 гг. поступили на хранение в МАЭ и составили коллекции № 5109, 5030, 5178.
Мы посетили Центр Артура Рембо и частный этнографический музей в бывшем губернаторском дворце, ряд домов знатных и зажиточных горожан, мастерские ремесленников, святилища, а также католическую миссию, с главой которой «Епископом галласким» Андрэ де Жаруссо, автором нескольких работ по этнографии и лингвистике Абиссинии, общался Гумилев. По совету епископа Гумилев нанял в качестве переводчика одного из выпускников школы при миссии. Состоялась продолжительная беседа с шейхом Ибрагимом Шарифом, главой Высшего духовного совета провинции Харар. Была приобретена значительная коллекция предметов быта народов харари и оромо в одном из частных богатых домов города, что напомнило нам запись в полевой описи коллекций Н. Гумилева. «18 мая 1913 г. эксп.[едицией] Гумилева приобретены в доме старухи хараритянки за 13 тал.[леров] сл.[едующие] в.[ещи]» (далее у Гумилева следует список из 21 предмета).
Из Харара наша экспедиция совершила однодневную поездку в город Джиджига, который расположен вблизи границы Сомали. Его в 1913 г. также посетили Н.Гумилев и Н. Сверчков. Эта поездка у них заняла почти неделю, в том числе здесь и у «заезжего» сомалийца в Хараре было приобретено 26 предметов, вошедших в коллекцию МАЭ № 2156.
За время экспедиции нам удалось отснять около девяти часов видеоматериалов, сделать более пяти тысяч цифровых фотографий, зафиксировать частично описанные Гумилевым и его спутником религиозные обряды в святилищах Харара и Шейх-Гуссейна, приобрести большую и чрезвычайно ценную этнографическую коллекцию по традиционному быту и культуре народов харари и орома (128 экс.). Многие фото- и видеоматериалы сюжетно и композиционно повторяют черно-белые снимки Н. Гумилева и Н. Сверчкова, ряд приобретенных для Музея экспонатов также предметно повторяют сборы экспедиции 1913 г., что позволяет проследить сохранение традиций в занятиях и быте населения городских и сельских районов Восточной Эфиопии. Видеоматериалы лягут в основу двух документальных фильмов, посвященных экспедиции Н. Гумилева и исламу в Восточной Африке.
Библиография
Бронгулеев В.В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Николая Гумилева. 1886–1913. М., 1995.
Бронгулеев В.В. Африканский дневник Н. Гумилева // Наше наследие. 1988. № 1. С. 89.
Бухина Ф.Е. Н.С. Гумилев // Большая советская энциклопедия, 3-е изд. М., 1972. С. 448, стб. 1330.
Высотский О.Н. Африканский дневник Н. Гумилева // Огонек. 1987. № 14, 15.
Давидсон А.Б. Мир Николая Гумилева, поэта, путешественника, воина. М., Русское слово, 2008.
Давидсон А.Б. Муза странствий Николая Гумилева. М., 1992.
Давидсон А.Б. Николай Гумилев. Поэт, путешественник, воин. Смоленск, 2001.
Решетов А.М. Академик В.В.Радлов — востоковед и музеевед (основные этапы деятельности) // Радловские чтения-2002. Материалы годичной научной сессии. СПб., 2002. С. 95–101.
Решетов А.М. Музей антропологии и этнографии РАН в последней четверти XIX — первой четверти XX века, проблемы создания и реорганизации // Кунсткамера вчера, сегодня, завтра. СПб., 1997. Т. 1. С. 9–44.
Станюкович Т.В. Этнографическая наука и музеи Л., 1978.
Степанов Е. Неакадемические комментарии // Toronto Slavic Quarterly. University of Toronto, Academic Electronic Journal in Slavic Studies. N 17. Summer, 2006a (http://www.utoronto.ca/tsq/17/stepanov17.shtml).
Степанов Е. Неакадемические комментарии — 2. Вторая Абиссиния. «Дальняя, загадочная Каффа», осень — зима 1910–1911 гг. // Toronto Slavic Quarterly. University of Toronto, Academic Electronic Journal in Slavic Studies. N 18. Fall, 2006b (http://www.utoronto.ca/tsq/18/stepanov18.shtml#down)
Степанов Е. Неакадемические комментарии — 3. Новое о Гумилеве // Toronto Slavic Quarterly. University of Toronto, Academic Electronic Journal in Slavic Studies. N 20. Spring 2007 (http://www.utoronto.ca/tsq/20/stepanov20.shtml)
Терехов Г.А. Возвращаясь к делу Гумилева // Новый мир. 1987. № 12. С. 257–258.
Шубинский В. Николай Гумилев. Жизнь поэта. Вита Нова. 2004.
Звягин К.С. Каталог Абиссинско-санитарно-этнографической выставки. СПб., 1897.