Глава 4. Цели, задачи и маршрут экспедиции 1913 г.

В «Африканском дневнике» Н. Гумилёва можно найти прямой ответ на вопрос о том, каковы были цели и задачи задуманной им и одобренной МАЭ экспедиции. Однако следует упомянуть, что существовал другой первоначальный план экспедиции, более сложный и опасный: «Пройти с юга на север Данакильскую пустыню, лежащую между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваша [совр. Аваш. — Ю.Ч.], узнать рассеянные там неизвестные загадочные племена. Номинально они находятся под властью абиссинского правительства, фактически свободны. И так как все они принадлежат к одному племени данакилей, довольно способному, хотя очень свирепому, их можно объединить и, найдя выход к морю, цивилизовать или по крайней мере арабизировать. В семье народов прибавится еще один сочлен <…> Этот мой маршрут не был принят Академией. Он стоил слишком дорого. Я примирился с отказом и представил другой маршрут, принятый после некоторых обсуждений Музеем антропологии и этнографии при императорской Академии наук».

По словам Гумилёва, причиной отказа послужила стоимость путешествия. Это выглядит странно, так как принятый впоследствии план пешего маршрута, включавшего районы, прилегающие к озерам Маргарита и Рудольфа, представляется мне более длительным, сложным, а возможно, и более дорогим. Думаю, что главная причина была в исключительной опасности путешествия по Данакильской пустыне. Эта пустыня была исследована европейцами на 15 лет позже задуманного Гумилёвым путешествия, населена кочевниками племени афар (на арабском языке — данакиль), которые славились не только своим культурным своеобразием, но и воинственностью.

Пустыня Данакиль признана одним из самых суровых мест в мире, отличается обжигающим палящим солнцем, невыносимо жарким знойным воздухом, множественными зрелищными и в то же время ужасающими вулканами, серными озерами и обилием ядовитых газов. Температура воздуха в пустыне никогда не опускается ниже 34 °С. Даже сто лет спустя это место признано зоной экстремального туризма и не рекомендовано для посещения. Представляется, что экспедиция в эти места была сочтена не слишком дорогой, а слишком опасной, с непредсказуемыми трудностями маршрута.
Карта восточной части Эфиопии с нанесенными экспедиционными маршрутами Н. Гумилёва.
Зеленый — Предложенный Н. Гумилёвым первоначальный маршрут экспедиции в Данакильскую пустыню для изучения данакилей (совр. афары), отвергнутый руководством МАЭ;
Красный — Второй план маршрута экспедиции в район озера Звай, озера Маргарита и озера Рудольфа для изучения этнографии галласов (совр. оромо), утвержденный руководством МАЭ;

Синий — Фактический маршрут экспедиции Н. Гумилёва 1913 г.

Далее в «Африканском дневнике» четко сформулирован принятый МАЭ план будущей экспедиции, ее цели и задачи, утвержден состав участников: «Я должен был отправиться в порт Джибути в Баб-эль-Мандебском проливе, оттуда по железной дороге к Харару, потом, составив караван, на юг, в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озерами Рудольфа, Маргариты, Звай; захватить возможно больший район исследования; делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды. Кроме того, мне предоставлялось право собирать зоологические коллекции. Я просил о разрешении взять с собой помощника, и мой выбор остановился на моем родственнике Н.Л. Сверчкове, молодом человеке, любящем охоту и естественные науки». 

Мы можем восстановить маршрут экспедиции Н.С. Гумилёва и его спутника Н.Д. Сверчкова буквально по дням на основании нескольких письменных источников. Прежде всего «Африканского дневника» Н. Гумилёва, который он, очевидно, вел, находясь в городе Харэре. В «Африканском дневнике» описано плавание на пароходе «Тамбов», российского Добровольного флота из Одессы до Джибути, портового города на Красном море в непосредственной близости от Баб-эль-Мандебского пролив, куда путешественники прибыли 23 апреля. Далее по плану членам экспедиции предстояла поездка на поезде от Джибути в город Дыре-Дауа по железной дороге «Эфио — Джибути», которую французские инженеры строили с 1897 по 1917 г. Путешествие по железной дороге (27–30 апреля) было неудачным: у станции Айша дожди размыли путь, и путникам пришлось добираться до Дыре-Дауа на дрезине. 1 мая 1913 г. следовал переход с нанятыми мулами и проводниками до Харэра, города-крепости, священного для мусульман Восточной Африки, «Багдада времен Гаруна аль-Рашида», по меткому выражению Гумилёва. Все это отражено в «Африканском дневнике». Там же есть описание жизни в Харэре с 1 мая по 4 июня и путешествия из Харэра в Джиджигу, городок с сомалийским населением, с 23 по 30 мая. Дни в Харэре были заняты покупкой этнографических коллекций, что нашло отражение в записях в той части блокнота с полевым дневником, половина которого заполнена записями с описью купленных для музея предметов. Хронологию всей экспедиции помогают восстановить и полевые этикетки к собранной коллекции насекомых, которые сохранились в архиве Зоологического музея Академии наук. Долгое, почти месячное пребывание в Харэре (с 1 мая по 4 июня) объясняется прежде всего ожиданием разрешения на путешествие вглубь страны, которое должно было быть доставлено из столицы. 

Четвертого июня в сопровождении переводчиков, погонщиков мулов и проводников экспедиционный караван тронулся в путь в юго-западном направлении. Укажем основные точки маршрута пешего похода Н. Гумилёва и Н. Сверчкова (сохранено написание географических названий Гумилёвым, в скобках даны современные названия в транслитерации согласно современным географическим картам): 

Харар (4 июня) — река Амаресса (Hamaresa) — озеро Оромайя (Oromaya) — озеро Адели (Adeyle) (5 июня) — река Уотер (Weter) у подножья горы Голя (Gola; 6 июня) — подножие горы Уолджиро (Wak'jira; 7 июня) — подножие горы Фурда (Furda; 8 июня) — деревня Беддану (Bedeno; 9 июня) — город Ганами (Genemi; 11 июня) — деревня в пустыне Аниа близ Уаби (река Веби-Шебели; Webe Shibele; 15 июня) — место впадения реки Рамис (Ramis) в Уаби (Webe Shibele), переправа через Уаби (19 июня) — город Шейх-Гуссейн (Sheik Hussein; 26-27 июня) — город Гинир (Ginir; 30 июня) — город Кабада Тыго (Kobde; маршрут прошел чуть западнее этого поселения; 11 июля) — ж/д станция Лагохардим (в настоящее время железнодорожная станция Метахара; 23 июля) — ж/д станция Кора (24 июля) — ж/д станция Афдем (26 июля) — Дыре-Дауа (27 июля?) — Харар (29 июля). 

На одной из страниц полевого дневника читаем следующую запись: «Всего 975 к. без Дир[е-Дауа] Хар[рара]». Скорее всего, имеется в виду пройденное экспедицией расстояние 975 км без учета расстояния от Дыре-Дауа до Харэра.

Кроме того, в так называемой Синей тетради, куда Н. Гумилёв начисто перед регистрацией привезенных этнографических коллекций в музее переписал все приобретенные предметы, на последних страницах приведены некоторые сведения об Абиссинии и комментарии, в том числе читаем: «Объяснения. От Харара до Джигждига 70 к., плоскогорье кончается в 20 к. от Харара; сомалийцы начинаются в 50 к. от Харара до Мета 40 к. от северной границы Меты до южной 100 к. Аннийская вона-дега 30 к. Аннийская барха 120 к. От Уаби до Шейх-Гуссейна 140 к. От Шейх-Гуссейна до Балийской деги 40 к. От Балийской деги до Гинира 60 к. От Гинира до Уаби 70 к. От Уаби до Черчера по Арусси 170 к. Черчер 50 к. от Черчера до ж.д. по Данакильской пустыне 15 к.». Если просуммировать приведенные здесь расстояния, то получаем 835 км.

И в первом, и во втором случае мы имеем дело с попыткой определить расстояние, которое было пройдено по приведенному выше маршруту. Как были произведены эти подсчеты Гумилёвым, не совсем ясно, скорее всего, по карте, которая была в его распоряжении. Вполне вероятно, что во время экспедиции он располагал той самой картой, которая была передана нашему музею в ноябре 2007 г. С.П. Лукницким. Карта на английском языке начала XX в. «Африка. Северо-восточный лист» хранилась долгие годы в семейном архиве Лукницких, этой семье мы обязаны сохранением памяти о репрессированном поэте.

Английская карта «Африка. Северо-восточный лист», которая принадлежала Н. Гумилёву и вполне вероятно была с ним в экспедиции 1913 г. Передана 14.11.2007 г. С. П. Лукницким из архива семьи Лукницких в архив МАЭ РАН. Рукой Н. Гумилёва подчеркнуты названия городов Джибути, Харэр и Шейх-Хуссейн

Передавая карту в музей, С.П. Лукницкий обратил наше внимание на три подчеркнутых рукой Гумилёва названия: Джибути, Харэр, Шейх-Хуссейн. Отец С.П. Лукницкого, П.Н. Лукницкий, выдающийся знаток творчество и биограф Н. Гумилёва и А. Ахматовой, был уверен, что именно эта карта, переданная ему А. Ахматовой, была у Гумилёва во время экспедиции 1913 г. Вполне допускаю, что расстояния между отмеченными на нарисованной Гумилёвым в Синей тетради схеме маршрута указаны по сведениям проводников экспедиции и они менее точны.

Несколько слов о схеме маршрута экспедиции, нарисованной Н. Гумилёвым в так называемой Синей тетради. 

«План путешествия» - схема маршрута экспедиции Н. Гумилёва 1913 г. в Абиссинию, нарисованная его рукой в “Синей тетради”. Архив МАЭ РАН

В архиве МАЭ РАН в качестве приложения к описи коллекции 2156 хранится небольшого формата синяя тетрадь с надписью «Галласские, харраритские, сомалийские и абиссинские вещи, собранные экспедицией Н.С. Гумилёва 1913 г. от 1-го мая до 15-го августа». На странице 14 этот тетрадки рукой Н. Гумилёва нарисован план путешествия. Набросок этого рисунка, но без надписей и пояснений можно видеть и на страницах полевого дневника Гумилёва. 

Это крайне интересный документ, который свидетельствует о высоком профессионализме автора в документировании собранных материалов и понимании важности при описании этнографических особенностей исследованных народов учитывать зоны проживания племенных союзов (по Гумилёву, «страны» Мета, Анниа, пустыня Аниа, Бали, Арусси, Черчер), различные природно-хозяйственные зоны: долины рек (Уаби — Веби-Шебели; Гаваш — Аваш), высотные пояса Эфиопского нагорья: дега, кола. Указаны основные поселения, которые посетила экспедиция.

План путешествия, с нашей точки зрения, свидетельствует о заранее тщательно продуманном маршруте экспедиции, что особенно впечатляет, если представить себе возможные источники информации об этой далекой стране в России начала XX в. Маршрут был спланирован таким образом, чтобы проникнуть в практически неизученный европейцами район Абиссинии и оказаться в зоне расселения как можно более разнообразного в культурном, лингвистическом и антропологическом отношении населения (см. в «Африканском дневнике»: «узнать рассеянные там неизвестные загадочные племена»; «захватить возможно больший район исследования»).

Вместе с тем возникает вопрос, был ли город Шейх-Хуссейн изначально запланирован для посещения Гумилёвым и почему после двухдневной остановки и работы в Шейх-Хуссейне экспедиция не пошла дальше, как планировалось, в более южные районы страны в сторону озер Маргарита и Рудольфа, а повернула на север и через город Гинир вышла к железной дороге Дыре-Дауа — Аддис-Абеба в районе станции Лагохардим? 

Насколько можно судить по полевому дневнику Н. Гумилёва, он услышал о возникшем в XIII в. мусульманском святилище Шейх-Хуссейн, которое ежегодно посещают десятки тысяч мусульман Восточной Африки, 17 июня 1913 г., двигаясь по Аннийской бархе (пустыне) близ реки Веби-Шебели. В этот день он записал в полевом дневнике: «Впервые видел молитву Шейх (Нура) Гуссейну». В воспоминаниях А.С. Сверчковой, матери Н.Л. Сверчкова, есть описание нескольких запомнившихся ей со слов сына эпизодов этой экспедиции, в том числе такой: «В пути караван Н.С. [Гумилёва] встретился с двумя абиссинцами, которые шли к св. Гуссейну, чтобы он помог им отыскать пропавшего мула. Н.С. [Гумилёв] заинтересовался и повел караван к жилищу пророка. По дороге туземцы рассказывали ему много чудесного: как святой превратил неприятельское войско в камни, как гора перешла вслед за святым со своего места на новое и т. д.». Можно предположить, что решение посетить Шейх-Хуссейн возникло именно после этого эпизода, а не планировалось заранее. Заметим, что первое посещение Шейх-Хуссейна произошло всего за 19 лет до Гумилёва, это была геологическая экспедиция А.Д. Смита. 

Экспедиция провела в Шейх-Хуссейне 26–27 июня, общаясь с религиозным главой города Абой Мудой, осмотрев все места поклонения в святилище и вблизи от города. Гумилёв и Сверчков страницу за страницей сфотографировали священную книгу Шейх Хуссейна. Чрезвычайно интересна также запись в полевом дневнике от 26 июня: «Вечером писали историю Шейх Гуссейна с хаджи Абдул Меджидом и Кабир Аббасом». Мы не знаем, кто были эти люди, и рукопись с историей Шейх Хуссейна, написанная рукой Гумилёва, неизвестна. 

Двадцать шестого июня рукой Н. Сверчкова в полевом дневнике сделана следующая запись: «Есть зеленый пруд, вырытый Ш.Г. [Шейх Гуссеном] с целебной водой. Н.Г. [Николай Гумилёв] выпил и заболел». В 2008 г. наша экспедиция видела этот пруд, а на самом деле небольшое углубление в горизонтальной скале с зеленой стоячей водой, куда к вечеру пришла на водопой стая павианов. Судя по дальнейшим записям в полевом дневнике, заболел не только Гумилёв, но и сопровождающие их переводчик и проводник. Записи дневника становятся короткими, отрывочными и иногда малопонятными. Видимо, болезнь стала причиной смены маршрута экспедиции, которая повернула назад на север и пошла в сторону железной дороги, чтобы возвратиться в Дыре-Дауа и затем в Харэр.

© МАЭ РАН, 2021

© Ю. К. Чистов

Made on
Tilda