В архиве МАЭ РАН в качестве приложения к описи коллекции 2156 хранится небольшого формата синяя тетрадь с надписью «Галласские, харраритские, сомалийские и абиссинские вещи, собранные экспедицией Н.С. Гумилёва 1913 г. от 1-го мая до 15-го августа». На странице 14 этот тетрадки рукой Н. Гумилёва нарисован план путешествия. Набросок этого рисунка, но без надписей и пояснений можно видеть и на страницах полевого дневника Гумилёва.
Это крайне интересный документ, который свидетельствует о высоком профессионализме автора в документировании собранных материалов и понимании важности при описании этнографических особенностей исследованных народов учитывать зоны проживания племенных союзов (по Гумилёву, «страны» Мета, Анниа, пустыня Аниа, Бали, Арусси, Черчер), различные природно-хозяйственные зоны: долины рек (Уаби — Веби-Шебели; Гаваш — Аваш), высотные пояса Эфиопского нагорья: дега, кола. Указаны основные поселения, которые посетила экспедиция.
План путешествия, с нашей точки зрения, свидетельствует о заранее тщательно продуманном маршруте экспедиции, что особенно впечатляет, если представить себе возможные источники информации об этой далекой стране в России начала XX в. Маршрут был спланирован таким образом, чтобы проникнуть в практически неизученный европейцами район Абиссинии и оказаться в зоне расселения как можно более разнообразного в культурном, лингвистическом и антропологическом отношении населения (см. в «Африканском дневнике»: «узнать рассеянные там неизвестные загадочные племена»; «захватить возможно больший район исследования»).
Вместе с тем возникает вопрос, был ли город Шейх-Хуссейн изначально запланирован для посещения Гумилёвым и почему после двухдневной остановки и работы в Шейх-Хуссейне экспедиция не пошла дальше, как планировалось, в более южные районы страны в сторону озер Маргарита и Рудольфа, а повернула на север и через город Гинир вышла к железной дороге Дыре-Дауа — Аддис-Абеба в районе станции Лагохардим?
Насколько можно судить по полевому дневнику Н. Гумилёва, он услышал о возникшем в XIII в. мусульманском святилище Шейх-Хуссейн, которое ежегодно посещают десятки тысяч мусульман Восточной Африки, 17 июня 1913 г., двигаясь по Аннийской бархе (пустыне) близ реки Веби-Шебели. В этот день он записал в полевом дневнике: «Впервые видел молитву Шейх (Нура) Гуссейну». В воспоминаниях А.С. Сверчковой, матери Н.Л. Сверчкова, есть описание нескольких запомнившихся ей со слов сына эпизодов этой экспедиции, в том числе такой: «В пути караван Н.С. [Гумилёва] встретился с двумя абиссинцами, которые шли к св. Гуссейну, чтобы он помог им отыскать пропавшего мула. Н.С. [Гумилёв] заинтересовался и повел караван к жилищу пророка. По дороге туземцы рассказывали ему много чудесного: как святой превратил неприятельское войско в камни, как гора перешла вслед за святым со своего места на новое и т. д.». Можно предположить, что решение посетить Шейх-Хуссейн возникло именно после этого эпизода, а не планировалось заранее. Заметим, что первое посещение Шейх-Хуссейна произошло всего за 19 лет до Гумилёва, это была геологическая экспедиция А.Д. Смита.
Экспедиция провела в Шейх-Хуссейне 26–27 июня, общаясь с религиозным главой города Абой Мудой, осмотрев все места поклонения в святилище и вблизи от города. Гумилёв и Сверчков страницу за страницей сфотографировали священную книгу Шейх Хуссейна. Чрезвычайно интересна также запись в полевом дневнике от 26 июня: «Вечером писали историю Шейх Гуссейна с хаджи Абдул Меджидом и Кабир Аббасом». Мы не знаем, кто были эти люди, и рукопись с историей Шейх Хуссейна, написанная рукой Гумилёва, неизвестна.
Двадцать шестого июня рукой Н. Сверчкова в полевом дневнике сделана следующая запись: «Есть зеленый пруд, вырытый Ш.Г. [Шейх Гуссеном] с целебной водой. Н.Г. [Николай Гумилёв] выпил и заболел». В 2008 г. наша экспедиция видела этот пруд, а на самом деле небольшое углубление в горизонтальной скале с зеленой стоячей водой, куда к вечеру пришла на водопой стая павианов. Судя по дальнейшим записям в полевом дневнике, заболел не только Гумилёв, но и сопровождающие их переводчик и проводник. Записи дневника становятся короткими, отрывочными и иногда малопонятными. Видимо, болезнь стала причиной смены маршрута экспедиции, которая повернула назад на север и пошла в сторону железной дороги, чтобы возвратиться в Дыре-Дауа и затем в Харэр.
© МАЭ РАН, 2021
© Ю. К. Чистов